За 6 лет в художественной сфере Виктория успела посотрудничать с такими громкими брендами, как Escada, Fashionary, Florasis, Mercedes Benz fashion week Russia, laModa, le Black и Posh, стать амбассадором Royal Talens и выпустить именные кисти daVinci, которыми рисуют художники со всего мира.
Ее картины покупают для частных коллекций, печатают на одежде и аксессуарах, а еще тысячами репостят в Instagram и Tiktok. Там у Вики суммарно более 700К фолловеров, которые обожают все, что делает художница.
Как историку по образованию удалось добиться таких сумасшедших результатов в современном искусстве, почему художественное образование ограничивает воображение и как совмещать арт и диджитал, — Виктория рассказала в интервью.
Если описать себя в 3 словах, то я — перфекционист, трудоголик и отличница.
Начала рисовать на 5 курсе университета им.Шевченко, обучаясь на историка. Да, неожиданно. Но я сама, а не кто-либо еще сделала этот выбор. Я историк до мозга костей. Но как и везде, случались пары, которые не вызывали жгучего интереса, на них я и начала рисовать. Сначала это были исторические платья с турнюром, образы в стиле ампир. Тогда я рисовала на блокнотах в полоску, перерисовывая идеи из старых выпусков Vogue. И так продолжалось 2 года, пока я не закончила университет. Потом я несколько лет не рисовала вообще и занималась бизнесом с мужем. Позже я ушла в декрет…
Но когда я начинала, фэшн-иллюстрация еще не была так популярна, как сейчас. Хотя на самом деле она существовала еще сотни лет назад. Историки моды говорят разные цифры. Уже в 16 веке художники рисовали придворных дам и кавалеров в модных нарядах, а вот в мировую моду этот жанр стремительно ворвался в середине 19 века. Со временем фэшн-иллюстрация ушла в диджитал и вот только последние 20 лет она уже прочно укоренилась в искусстве как самодостаточный жанр.
Ворваться в творчество снова удалось в 2016 году. Тогда я волей случая попала на онлайн-курс по фэшн-иллюстрации Наталии Волобуевой. Она наблюдала, как я рисую, и однажды сказала не делать этого «в стол». Ведь искусству нужны зрители. Тогда я завела блог в Instagram, который стал моей ежедневной работой. Не хаотично выкладывать рисунки, а наблюдать и анализировать тренды и алгоритмы ведения соцсетей — такой была моя стратегия развития в блоге (привет, образование историка). И сейчас там уже почти 300 тысяч фолловеров.
Свою первую иллюстрацию я продала по цене одного копик-маркера за $10. И это случилось благодаря блогу в Instagram. Мне написала дизайнер с предложением отрисовать образы из ее коллекции и я согласилась. В тот год я решила говорить «да» в моменты, когда сомневаюсь. Цена за иллюстрацию была символической, но именно после этого заказа посыпались другие — я начала рисовать для разных брендов и клиентов со всего мира.
Труднее всего было не спать. Когда я стала мамой, времени на рисование катастрофически не хватало и я начала рисовать по ночам. Каждую ночь, когда все ложились спать, я садилась и работала по 4-5 часов. Мне было не ок рисовать отрывками в течение дня, постоянно отвлекаясь на домашние дела. Незавершенность процесса только злила.
Поэтому я выбрала идеальный (на тот момент) вариант для себя — 5 беспрерывных часов ночного творчества в полном уединении. И это отлично работало первый год. Сейчас я дико кайфую от того, что могу рисовать днем — при хорошем свете и с возможностью красиво снимать свои иллюстрации в блог.
Я не верю в удачу, я верю в ЕБШ. К лентяю удача в двери не постучится. А вот если ты накапливаешь опыт, знания, постоянно работаешь над собой и своим мастерством, то удача — это, наверное, оказаться в нужном месте с нужными людьми при нужных обстоятельствах.
По правде говоря, удача и талант — две вещи, которые обесценивают всю работу художника. Терпеть не могу фразу «Ну ей же повезло». Просто кто-то работает, а кто-то ждет счастливого случая и ропщет на отсутствие таланта.
1% таланта и 99% упорного труда. Талант — это мышца, которую нужно тренировать. Если вы не поленитесь и долистаете мой Инстаграм до самых первых работ, вы увидите, что у вас такой же талант, как и у меня. Из врожденных качеств у меня было только огромное желание рисовать, а дальше — механика: ежедневная работа над техникой, обучение и насмотренность.
На рисование я потратила больше часов, чем на историческом факультете, изучая профессию. И пожалуй, единственная причина, почему я немного жалею, что не училась в художественной школе — это возможность сделать свой путь обучения короче. Ведь в процессе обучения в академии художник перенимает концентрированный опыт наставников, а самоучка получает этот опыт самостоятельно — методом проб и ошибок.
Порой художественное образование ограничивает воображение. Начинающий художник потребляет информацию, которую ему отсортировали, а не которую он сам выбрал. И моменты, когда он рисует, как чувствует, а учитель говорит ему «стирай» вместо «возьми и попробуй еще раз» — ломают. Художник начинает думать уже не о том, как выразиться через рисунок, а как сделать «правильно», чтобы быть высоко оцененным.
Знаковая работа для меня — иллюстрация к моему бренду одежды. Мне понравились очки и хотелось затестить новую маскирующую жидкость для акварели. Получилась вот эта стильная девушка в очках. Почему знаковая? Здесь я увидела свой профессиональный рост. Потратив много часов работы, у меня получилось передать все что я хотела: форму, прозрачность, объем, чистоту цвета в многослойности в иллюстрации. Ощущения личного level up, наверное, вот что делает эту иллюстрацию знаковой.
Я люблю фэшн-иллюстрацию за то, что в ней можно все! Этому учат далеко не во всех ВУЗах. У каждого иллюстратора — свой почерк. Кто-то меняет пропорции тела, кто-то экспериментирует с одеждой, третий играется с чертами лица. Это возможность не рисовать по стандартам, а создавать свое. Стилизовать, быть экспрессивным, ярко самовыражаться. В фэшн иллюстрации ты рисуешь, как тебе нравится и можешь смело заявлять: «Я художник, я так вижу».
Мои иллюстрации отличаются тем, что они реалистичны но все равно в них изменены некоторые пропорции — у меня всегда акцент на губы и глаза. Я очень люблю яркие цвета: крейзи макияж и волосы, акцентные татуировки, пирсинг. Забавно, как для художника, который ни разу в жизни не красил волосы и не сделал ни одной татуировки. А еще люблю добавлять легкую небрежность: случайно упавший волос на лицо, неожиданный блик, асимметрию. Мой стиль в рисовании — это про яркость красок.
Персонажи моих картин — красивые девушки. Реальные и нереальные героини. Разных национальностей и культур. Меня вдохновляют их лица, формы, тела. А еще может вдохновить красивый профиль, случайно замеченный блик или мое состояние в моменте, которое я передаю через иллюстрацию. Но парней вы никогда не увидите в моих сюжетах. Они меня банально не вдохновляют.
В работе у меня есть свои табу. Я не рисую мужчин, не рисую камасутру (дважды отказывалась иллюстрировать ее) и не отдаю иллюстрацию, если она не нравится мне самой. Так я однажды вернула аванс клиенту из Штатов, потому что не увидела в работе души.
Не рисую по вдохновению и не жду музу. Уверена, что если я уже выбрала рисование своей профессией, то должна работать постоянно. Пускай сегодня я не вдохновлена, но рисуя, я могу отработать мастерство. Придет вдохновение — сделаю шедевр уже с «набитой рукой». Чтобы расти, важно рисовать постоянно.
Меня вдохновляет, когда мои иллюстрации перерисовывают и отмечает меня в сотнях репостах в Instagram и TikTok. Наполняет, когда мне пишут, что я вдохновила кого-то начать рисовать — маленькую девочку, молодую студентку, взрослого человека с двумя образованиями.
Больше кайфую от процесса создания картины, чем от результата. Когда выбираю краски в моменте, и больше ни о чем не могу думать. Или когда делаю первый мазок акварелью и наблюдаю, куда побежит живая краска.
Художнику нужна и тусовка, и тишина. Я люблю людей. Обожаю компанию художников, свой блог в Instagram и TikTok, аудиторию и взаимодействие с ними. Но после людей мне необходима тишина — время только для себя и творчества. Как вы поняли, чаще всего это уединение происходит ночью. (смеется)
Из современных художников нравятся @katierodgers, @blairz, nuno_da_costa_illustration, @caseybaugh.
Из великих всех времен — Леонардо да Винчи. Он — человек-эпоха. Леонардо — один из первых, кто начал использовать технику сфумато и создавать объемные картины, в которых прятал смыслы. Из всех сюжетов больше всего люблю Мадонну Литту и его лилию на картине «Благовещение». А еще восхищаюсь Ван Гогом. Раньше считала его странным человеком, отрезавшим себе ухо, но полностью поменяла мнение, попав в его музей в Амстердаме.
Мое воображение направляет насмотренность. Я много путешествую и люблю музеи. Из любимых мест — парижский Лувр и музей д'Орсе.
Мои картины для всех, кому они отзываются. Я всегда хотела, чтобы мое искусство было доступным каждому. Чтобы маленькая девочка могла зайти в Инстаграм, посмотреть мои видео и вдохновиться. Я не хочу делать свое творчество закрытым.
Я совмещаю искусство и блогерство. А значит, интегрирую тренды в свое творчество. Понимая какие ракурс и техника зайдут, я снимаю это. Нет, это вовсе не значит, что я кардинально меняю свой стиль каждый раз. Но в картинах всегда присутствует что-то свежее и новее, что нравится аудитории. Ради 5 картин, которые она полюбит, я готова экспериментировать, нащупывать, пробовать и рисовать снова и снова.
Обожаю рисовать, потому что не могу иначе. Когда я не рисую, то злюсь и бросаюсь на людей. Это моя зависимость и образ жизни (смеется).
Для счастья и состояния ресурса художнику нужны возможность рисовать и признание. Ведь кто захочет пойти на работу и не получить вознаграждение?
Чтобы быть успешным художником, важна медийность и аудитория, которая тебя любит. А еще важно дружить со «своими» людьми, которые тебя мотивируют и поддерживают в моменты взлетов и падений.
Текст: Мария Угнивенко
Фото: пресс-служба